понедельник, 25 марта 2019 г.

«РАСТЯЖЕНИЕ» ПСИХОЛОГИИ В ТЕННИСЕ


Дмитрий Эдберг и Юрий Петрук после финала Летнего Шлема 2017

Некоторые специалисты по ментальному коучингу считают, что психология или умение эффективно реагировать в стрессовых ситуациях такой же навык, как и навык в способности делать физические упражнения.

Говоря по-другому, возможность человеком поднимать гири, или делать отжимания от пола, или упражнения для брюшного пресса зависит насколько натренированы у него конкретные мышцы – они больше натренированы, человек может больше сделать этих упражнений. Тот же эффект и в спортивной психологии – по крайней мере на нашем приземленном любительском уровне в теннисе. Чем больше вы сыграли матчей, где вам нужно было задействовать волевые качества, тем крепче психологическая устойчивость у вас формируется, тем более взвешенным и волевым игроком вы постепенно становитесь.

Есть мнение, что стресс – это не всегда негативный эффект на ваш организм. Нужная порция стресса задействует нужную выработку нужных гормонов в вашем организме, которая позволяет активизировать нужные ресурсы для противостоянию внешнему раздражителю и достичь нужного результата. После подвержения стрессу ваших мышц в «качалке» вы после испытываете боли – крепатуру, как реакция мышц на стресс, вам неприятно, но это означает, что ваши мышцы укрепляются и подготавливаются к подобным нагрузкам в будущем. Вы становитесь крепче – и стресс – крепатура – это индикаторы, что вы все делаете правильно.
Беря эту логику в любительский теннис -  можно говорить, что тот игрок сильнее ментально и психологически на корте, который ранее подвергался бОльшим стрессовым нагрузкам в прошлых матчах. Чем больше, игрок прошел тяжелых матчей как физически, так и психологически, тем крепче он в сложных ситуациях на корте.
В теннисе – даже профессиональном – четко прослеживается доля психологии как одна из ключевых в решении победителя матча. Роджер Федерер является двух полярным примером как одного, так и другого – в смысле как игрок, который ментально выигрывал многие матчи, так и который ментально многое и проиграл. Классическим примером «психологического» поражения был тот самый полуфинал US-Open 2011, когда Роджер Федерер проиграл матч в пятом сете при своих двух матчболлах на своей же подаче Новаку Джоковичу.

Пересматривая ту концовку несколько лет позже, я более точно смог представить, что же случилось тогда, поскольку сам был в таком же ступоре. Речь идет о моем финальном матче Летнего Шлема 2017 против Юрия Петрука, который я по счету «легко выиграл в двух сетах» 6/2, 6/4 на терафлексе кортов на Лесничестве. На самом деле, игра была равная тогда, и мне удалось за счет большей самоотдачи и мотивации выиграть геймы первого сета, пока Юра Петрук «входил» в игру, и подбирал «ключи». Пока Юра нащупывал на что он в тот день был способен, как ему лучше играть – тем более на таком покрытии – я делал, то что умел – бегал и возвращал мяч на его сторону. Мне было, как всегда, проще так как я знал лучше, что я умею, а что нет. Так мне удалось выиграть первый сет 6/2 и по опыту прошлых наших матчей с Юрой стало ясно, что борьба только началась. Я понимал, что моё преимущество выигрыша первого сета ценно именно сейчас, если же я проиграю второй сет, то преимущество «набирающего ход паровоза» будет уже у Юры. Поэтому по этой логике я понимал, что нужно выигрывать второй сет, так как третий сет будет для меня очень сложным во всех отношениях. Во-первых, по причине упомянутого психологического подъёма соперника. Во-вторых, по причины моего возможного физического спада – бегать также как в первом сете у мне не будет получаться… Для того, чтобы не допустить третий сет, мне нужно было «не дать сопернику вернуться» по всем направлениям – мне нужно было также делать вид «что сегодня мой день», «что я хорош» и так далее. Возможно даже, как-то намекнуть сопернику, что «сегодня не твой день, парень, сливай матч и не расстраивайся».

Первые геймы второго сета должны были быть решающими и боевыми, я должен был не допустить возврат уверенности сопернику, даже если у него эта уверенность и прибавлялась и без моего на, то желания. В общем я навязал борьбу не меньшую чем в первом сете, и оторвался в счете 5/2 и подавал на матч. Все мне давалось… Все кажется хорошо – идеальная ситуация для финала самого почетного турнира в Клубе, да еще и против такого соперника. Надо бы напомнить, что в Зимнем Шлеме 2017 я проиграл Юре Петруку с такого же счета. Неужели такое может повториться – «Нет!» - я себе говорил в тот момент. Я знал, что нужно дожать соперника, а потом будет все остальное: мысли, рассуждения, комментарии и прочая лабуда.  Выходя подавать при счете 5/2 на чемпионство у меня было одно желание: «Юра, сливай матч! Счет-же в мою пользу с запасом! Сдавайся» На это я надеялся. Я выгрыз первое очко с более 20 ударов 15/0. Классно сыграл на сетке – 30/0. Но затем, Юра попал в заднюю линию мне под бекхенд, с которым я не справился - мяч вместо 10 см дальше и моих 40/0 попал под линию и теперь 30/15. Далее, я подаю и разыгрываю отличную комбинацию через глубокий подготовительный удар под форхенд с выходом на сетку и игрой слета – где был один недостаток, я не завершил этот удар слета острее с бекхенд воллей и Юра догнал мяч и забил мне вдоль линии. Жаль, этот розыгрыш должен был быть моим, но это теннис…  30/30 и я понимаю, что удача начала отворачиваться от меня, а это сигнал к тому что скоро очки пойдут в другом направлении… если я не завершу это сейчас. Я подаю и Юра не принимает мою подачу – подарок 40/30 и чампионшип пойнт. Я подаю, и рассчитываю, что Юра сольет очко… Юра держит мяч и не хочет обострять – я тоже держу мяч и жду… либо ошибки от Юры либо возможности выйти на сетку, оба варианта долго не предоставляются мы отыграли уже 20 ударов и я получаю короткий мяч под лево, с которого я сам бросаю под бекхенд сопернику и выхожу к сетке - чтобы ментально увеличить прессинг на соперника, я смело вышел к сетке, в надежде, что у Юры дрогнет рука, но он меня обвел по линии 40/40.  (этот гейм на видео с 1:49 https://www.youtube.com/watch?v=OpODTGy8vRQ ) Эмоции и психологической энергии у меня все меньше, а соперник «не сдается». Я подаю и получаю ответ «в ноги», я снова не справился и уже у меня «меньше». Я подаю во второй квадрат и решаю выйти к сетке с подачи для неожиданности и остроты – получаю ответ в ноги, с которым я справляюсь, но следующий удар Юры классная обводка. ( https://www.youtube.com/watch?v=EF_8vnoS4GI ) Я упустил свой матчболл и следом упустил и гейм. Я в сердцах бью мячом об пол. У мне почти нет уже психологической энергии, так как я очень выложился в этом гейме. 5/3 и подача Юры – это почти 5/4 уже, но может я сделаю брейк? Не получилось и 5/4 в мою на моей подаче. Мой последний шанс завершить игру быстро, без затяжного сета или ТБ или даже 3-го сета.

Я «обнулил» все свои мысли, всю свою энергию и у меня был один план в этот гейм – вцепиться зубами и играть по ситуации. https://www.youtube.com/watch?v=scBDflbfkPE Начало было плохим 0/15 – Юра пробил остро вдоль линии и зацепил ее с внешней стороны, возможно... Я еще больше расслабился, так как это уже очевидно, что Юра пришел в себя и удача начала помогать ему уже. Но следующие свои подачи я отыграл действительно чисто и классно – вышел на 40/15 (причем забив смешем на сетке) и в этот раз я уже говорил себе во второй раз: «Забери этот матч сейчас! Не играй с огнем!». Я подаю снова на матч… и мы держим мяч, никто не хочет ошибиться – я возвращаю каждый мяч в надежде, что Юра сорвет удар, но он держит длину. Он забежал под форхенд и играет мне по диагонали на бекхенд, мы играем уже 15, 16, 17 ударов, а он грузит не бекхенд, который начинает у меня проседать и я начинаю отпихивать мяч уже двумя руками. Я показываю ему, что буду держать оборону сколько надо будет, но не могу направить мяч ему на бекхенд, пока на 21 ударе мяч немного срывается у меня и летит больше кроссом и короче, чем обычно. Я понимаю, что с этого положения Юре нужно будет играть бекхендом с короткого мяча и это мой шанс… и Юра на 22-м ударе бьет в сетку! Облегчение пришло ко мне – я победил сейчас!

Это был мой первый выигранный Летний Шлем! Я взял реванш у Юры Петрука за прошлогоднее поражение в этом же финале.
Опустошенный Роджер Федерер и сияющий Новак Джокович

Во время этого матча и после него я понял насколько важна психология для победы, причем бывает и такое, когда ты просто выплескиваешься энергетически и эмоционально без остатка и потом не можешь найти в себе ресурс на продолжение матча. Теряешь уверенность, которая переходит к сопернику. Я вспомнил тот матч Федерера против Новака в 2011 в Нью Йорке и загрузил его снова, чтобы пересмотреть концовку. Там, Роджер тоже имел 40/15 в пятом сете и подавал на матч при счете 5/3 и… проиграл 5/7. Я проанализировал ход того матча, и действительно, Роджер тогда собрал в пятом сете все силы – прежде всего ментальные – чтобы выйти на два матчболла и он вышел на них, но не смог поставить точку, а силы психологические закончились у него и перешли на сторону Новака. https://www.youtube.com/watch?v=azQemcdCwH4  На бумаге ведь все было не так плохо при не реализованных двух матч-боллах – можно было и с больше меньше выиграть, и вообще дойти до ТБ, но Роджер не смог сделать ни одного ни другого, слив потом свою подачу при счете 5/6! Я в каком-то смысле, тоже был близок к такой концовке, если бы Юра смог отыграться на 5/5, но к счастью я выстоял, хотя сил было уже мало…

Вывод из этой нашей Клубной истории в чем? В том, что после таких матчей с Юрой Петруком, когда я оставлял всего себя на корте, в игре, и выигрывал, а иногда и проигрывал – я растягивал и тренировал свою теннисную психологию. Таких «острых матчей» я уже провел больше десятка, и теперь выходя на корт я за собой чувствую психологическую уверенность, которая помогает мне и играет со мной и «за меня»!  Это я пишу для того, чтобы показать менее опытным игрокам, что нужно играть и не сдаваться – чем напряженнее матч, тем больше пользы и опыта он вам приносит, и вскоре ваш теннисный опыт будет играть на вашей стороне! Не нужно бояться упорных матчей и упорных соперников, не нужно бояться проиграть – нужно бояться только сдаться раньше времени и не выкладываться на 100% на корте.


Играйте, боритесь со своей психологией, и она будет крепчать, что принесет вам много побед!

Комментариев нет:

Отправить комментарий